Программа обучения
Понятие алгоритмов
- Понятие алгоритма Примеры алгоритмов из реальной жизни (использование бытовых приборов). Алгоритм – это средство разбиения сложной задачи на простые составляющие – действий.
- Разница между алгоритмом и программой компьютера, программа это последовательность команд понятных компьютеру и реализующих алгоритм.
- Смысл в рисовании алгоритмов. Для обмена между людьми. (инструкция по сборке стола).
- Способы описания алгоритмов (только перечисление с минимальными примерами):
- Словесное и иллюстративное описание.
- С помощью специальных языков (псевдо-код).
- Схемы алгоритмов (блок-схемы).
- Элементы, используемые для рисования блок-схем:
- Процесс (действие).
- Стрелочка между действиями и нумерация действия (у каждого действия обязательно один вход и один выход).
- Начало и конец (терминаторы с одной стрелкой: выход или вход).
- Блоки ввода и вывода (как специфические действия в алгоритме).
- Блок ветвлений (решения, в одним входом и более одного выхода).
- Блок цикла (специальные символы для обозначения повторяющихся действий).
- Соединитель и комментарий, как вспомогательные элементы (для избежание пересечения линий и переноса на следующую страницу; для пояснения элементов блок схемы).
- Пример простого вычислительного алгоритма для сложения двух чисел (с = a+b).
- Простые арифметические операции: +, –, *, / и операция присвоения :=.
Простые условные конструкции
- Типы алгоритмов: линейные и с ветвлением (почти всегда при решении задач человек стоит перед выбором). Пример: армейский подход (без вариантов) и логический подход (с выбором возможных вариантов действий в зависимости от обстоятельств).
- Пояснение блока ветвления. Зачем нужен, что пишется внутри. Как записывать условия (операции сравнения: <, >, <=, >=, ==, !=). Нужно подписывать выходы, чтобы знать, куда двигаться (как подписывать выходы: “Да и нет”, “Истина и ложь”, “+ и –”).
- Примеры ветвлений: деление на ноль и как избежать ошибки “деление на ноль”.
- Пример нахождения большего из двух чисел.
- Другие примеры алгоритмов с принятием решений.
Сложные условия
- Логические объединяющие операции (И, ИЛИ, НЕ) – значение элементов на примере из реальной жизни (“пойдешь гулять только когда сделаешь уроки И помоешь посуду”, “если опоздаем на урок ИЛИ урок отменят, то пойдем гулять в парк”, “будем играть в футбол, если НЕ пойдёт дождь”).
- Вложенные условия и их замена сложным условием.
- Решение задачи определения попадания числа в диапазон в двух вариантах: с вложенными условиями и со сложным условием.
- Примеры на сложные условия (попадание чисел в зоны).
Циклы
- Примеры повторяющихся действий из реальной жизни: мытьё горы посуды, сбор денег или подписей у жильцов подъезда, нарезка бутербродов.
- Типы циклов (классификация первая): с предусловием, с постусловием; (классификация вторая): с известным количеством повторений, с неизвестным заранее количеством повторений. Примеры из реальной жизни: формулируется задача, а студенты должны сказать, к какому типу циклов относится решение этой задачи:
- На каждом подъезде четырех подъездного дома наклеить объявление (предусловие “тут уже клеили”).
- Красить забор по одной штакетине (условие “пока не закончился забор или не закончилась краска”).
- Поедание конфет из коробки (“пока не закончились конфеты или пока не наелись”).
- Рисование циклов на блок-схемах:
- Цикл с предусловием через условие и стрелки.
- Цикл с постусловием через условие и стрелки.
- Альтернативные способы изображения.
- Формула суммы и произведения (S = 0, S = S + i; P = 1, P = P * i).
- Задачи на циклы:
- Поиск суммы вводимых с клавиатуры чисел.
- Поиск произведения вводимых чисел из диапазона от 1 до 10.
- Поиск среднего значения вводимых с клавиатуры чисел.
- Поиск минимального значения вводимых с клавиатуры чисел.
Системы счисления
- Системы счисления: алфавит и основание, связь между ними.
- Расширенная запись числа через основание системы счисления и алфавит.
- Двоичная система: всё о ней и алгоритм перевода из 10 в 2 и наоборот.
- 8ричная система: всё о ней и алгоритм перевода из 10 в 8 и наоборот.
- 16тиричная система: всё о ней и алгоритм перевода из 10 в 16 и наоборот.
- Таблички для удобства преобразования.
- Знакомство с Visual Studio. Общее понятие проекта, создание и запуск консольного приложения.
- Структура программы.
- Типы данных, переменные и константы.
- Оператор присваивания, инициализация переменных.
- Ввод и вывод (cin, cout, endl, управляющие последовательности).
- Математические операции.
- Примеры простых расчетных программ.
Выработка навыков по написанию линейных программ
- Решение базовых задач по линейным алгоритмам:
- введение дополнительных переменных,
- использование вещественных чисел,
- Использование нескольких констант,
- работа с вводом символов.
- Отработка алгоритмов на четность и кратность чисел, получение остатка от деления
- Общий подход к выбору типа данных с учетом решаемой задачи
Условные конструкции языка С++
- Условный оператор if – else
- Краткая форма условного оператора
- Составление простых и сложных условий (операции сравнения и логические операции)
- Решение задач по теме (по ранее составленным алгоритмам)
Оператор выбора
- Алгоритм выбора с множеством вариантов.
- Синтаксис оператора.
- Пример использования: создание программы пересчета оценок из 12 бальной системы в 5 бальную, а также определения уровня качественной успеваемости студента (1,2,3-низкий, 4-6 – удовлетворительный, 7-9- достаточный, 10-12 — отличный).
- Реализация калькулятора для простых операций.
Циклические операторы
- Синтаксис циклических операторов языка С++.
- Написание программ с использованием цикла for.
- Написание программ с использованием цикла while.
- Написание программ с использованием цикла do..while.
- Задачи на циклы.
Понятие «вложенный цикл». Составление алгоритмов и написание программ
- Привести примеры использования вложенных циклов.
- Задачи на вложенные циклы.
Согласие на обработку персональных данных
Согласие на обработку персональных данных
Заполняя анкету на этом сайте, я даю своё согласие ООО «IT-ШАГ» на обработку моих персональных данных для информационных рассылок, подготовки списков посетителей мероприятий, проводимых юридическим лицом, ведения статистики, подготовки встреч, открытых уроков и пр.
Это согласие предоставлено на срок пока есть необходимость. Мои персональные данные, на обработку которых предоставлено это согласие, не могут быть переданы третьим лицам, кроме случаев, предусмотренных законодательством Украины.
Нажимая кнопку «Записаться» вы даёте своё согласие на обработку данных